Проблемы российской региональной прессы

 

Для начала – небольшая справка. Тамбовская область – один из самых экономически слабых регионов центра России. Демографическая ситуация достаточно сложная – население стареет, из региона больше уезжают в поисках лучшей жизни, нежели приезжают. Расстояние от Тамбова до Москвы – около 500 км. Поэтому, как правило, едут в столицу. Практически все лучшие журналисты области перебрались в столичные издания или на федеральное ТВ.

 

Население региона составляет чуть более 1 млн. 400 тыс. человек. По данным областного управления по печати, в области зарегистрировано 118 газет, из которых регулярно выходят в свет более 70. Абсолютное большинство из них учреждены или издаются органами государственной или муниципальной власти на бюджетные деньги. К примеру, 29 районных и городских газет издаются областным холдингом «Издательский дом «Тамбовская жизнь», получающим поддержку из областного бюджета. Суммарный тираж газет холдинга около 110 тыс. экземпляров. При этом самый большой тираж у моршанской районной газеты «Согласие» - 11 тысяч экземпляров. Тираж официальной областной газеты «Тамбовская жизнь» - около 9 тыс. экземпляров. Большинство районных газет отметили 60-80-летние юбилеи.  Причем, как говорят в управлении по печати, по уровню насыщенности печатными изданиями (количество экземпляров местных газет на 100 жителей), Тамбовская область 12-я в России. При этом, в управлении по печати с удовлетворением отмечают, что во многих газетах регулярно публикуются «острые социальные материалы».

 

Надо сказать, что Тамбовская область не является типичной. Как отмечают историки, со времен основания Тамбов был несколько особым городом. Один из местных писателей рассказал об этом так, «курьеры, которые привозили в Тамбов царские указы, при въезде в город попросту выбрасывали их в реку». С тех пор немногое изменилось. Даже губернатор области, рассказывая об итогах прошлого года, отметил, что особенность региона в его некоторой закрытости и замкнутости. Зарплаты здесь низкие, значительно ниже, чем у соседей, что вроде бы компенсируется низким уровнем цен, но надо сказать, что цены на самом деле чуть ниже или такие же, как в соседних регионах. В то же время, к примеру, в Воронеже редакция газеты «Молодой коммунар» не может найти журналиста на зарплату от 400 долларов, в то время как в Тамбове нормой считается зарплата 150-200 долларов.

 

Мне сложно судить какова на самом деле ситуация в других регионах страны. Но судя по сообщениям прессы и Интернет-изданий, она более разнообразна. То есть существуют СМИ, которые, скажем так, позволяют себе многое, и есть более откровенные попытки давления на СМИ. Плюс желание властей, помочь «своим». Типичный пример – недавний случай в Мордовии. Как сообщает сайт Центра экстремальной журналистики, в Саранске работников коммунальной сферы обязали подписаться на правительственную газету "Известия Мордовии". В этом нет ничего удивительного, бывали такие случаи и в Тамбове, когда сотрудникам администрации города рекомендовали подписаться на муниципальную газету «Наш город Тамбов», редактор которой является еще и заместителем председателя городской думы.

 

В профессиональном сообществе много разговоров вызвал так называемый «карикатурный скандал». Две региональные газеты перепечатали датские карикатуры на пророка Мухаммеда. Вскоре волгоградские «Городские вести» и вологодский «Hаш регион» были закрыты. Думаю, ни одна из тамбовских газет, скорее всего не рискнула бы опубликовать что-то подобное, избегая возможных конфликтов.

 

Общим для российских регионов является, наверное, одно – желание большинства журналистов быть более свободными и играть весомую роль в общественной жизни. Поэтому региональная пресса, не смотря ни на что, развивается, существуя в очень непростых условиях, практически двигаясь вперед через «минное поле».

В Тамбовской области журналистика – сфера проблемная в первую очередь в кадровом плане. В СМИ идут люди, зачастую не нашедшие для себя какой-то другой работы. То есть люди случайные и не представляющие себе, что такое журналистика. При этом руководители СМИ, как правило, люди тоже далекие от этой сферы. Их основная задача – зарабатывать деньги. Причем зарабатывать они предпочитают не путем увеличения спроса на их продукцию - тиража или рейтинга, а выбивая бюджетные дотации или спонсорскую помощь каких-то коммерческих или политических структур.

 

Здесь надо отметить удивительный факт. Некоторые рекламодатели размещают свою информацию не там, где она могла бы эффективно сработать, а руководствуясь личными связями, обязательствами или рекомендациями властных структур.  Попытаюсь пояснить. Допустим есть газета, которая может быть даже формально не учреждена властями, но пользуется поддержкой высших чиновников, так как выполняет их заказы, освещает их деятельность в нужном ключе. Так вот эти чиновники рекомендуют бизнесменам, а те, к подобным советам часто прислушиваются, размещать рекламу именно в этой газете. Таким образом, чиновники поддерживают близкую себе прессу. Я не могу сказать, что это широко распространено, все-таки бизнес ждет эффекта от своей рекламы, но такая практика есть.

 

Непрофессионализм журналистов и стремление менеджмента СМИ зарабатывать на жизнь так сказать непрофильным путем, на мой взгляд, одна из основных проблем тамбовской журналистики. В том числе и отсюда – крайне низкие зарплаты в СМИ. В итоге молодые журналисты, почувствовав, что они овладели своей профессией и  достигли на этом поле профессионального и материального потолка, который, кстати, висит достаточно низко, стремятся либо уехать в крупный город, либо устроится в пресс-службу какой-то крупной кампании, либо, пользуясь полученными связями, как-то пробиться в чиновники.

 

Понимая такую перспективу, многие предпочитают дружить с властями и не считают для себя возможным какую-либо критику в их адрес. Эта критика по тем же причинам не поощряется менеджерами и руководителями СМИ.

 

Впрочем, так было не всегда. Тамбовская область, что интересно, была одним из первых регионов, где во времена перестройки появилась и была довольно популярной первая независимая пресса. Здесь я хотел бы рассказать историю газеты «СоДействие» - одной из первых региональных независимых газет в тогда еще Советском Союзе. Конечно же, она была в основном политической и даже оппозиционной направленности.

 

16 января 1989 три тамбовских журналиста выпустили первый номер самиздата с названием «СоДействие» тиражом – 30 экземпляров. Газета выпускалась фотоспособом. То есть макет фотографировали и печатали на листах фотобумаги. Для руководства обкома КПСС появление самиздата стало громом среди ясного неба. Подобного шока местные коммунистические вожди не испытывали, пожалуй, со времён крестьянского антисоветского восстания на Тамбовщине в 20-х годах прошлого века. Увы, газета просуществовала до начала 90-х. После чего один из журналистов стал редактором газеты рязанского городского совета, а другие два учредили и издавали собственные газеты, которые некоторое время были достаточно популярны.

 

Финалом этого этапа развития независимой прессы стал дефолт 1998 года, когда в России произошел валютно-финансовый кризис, российский рубль обесценился почти в три раза, а цены на все виды товаров выросли в несколько раз. Издатели попросту потеряли все средства для выпуска газет и бросили это дело.  Впрочем, к тому времени, в городе появилось уже несколько новых независимых изданий, скажем так, уже другого этапа развития прессы. К примеру, газета «Тамбовское время», в которой мне довелось работать. Газету выпускал частный холдинг, занимавшийся издательской и рекламной деятельностью. Выпуск общественно-политической газеты был для владельца непрофильным и, в общем-то, не очень интересным занятием. Газета была самоокупаемой, поэтому на нее просто закрывали глаза с точки зрения бизнеса. Затем произошли изменения в политической атмосфере страны, громкие истории с федеральной независимой прессой, здесь я говорю, прежде всего, о разгроме НТВ - эдакой показательной публичной порке телекомпании, позволявшей себе свой взгляд на действия властей. Потом были ликвидация ТВ-6 (2002 г.), закрытие ТВС (июнь 2003 г). А, кроме того, резко усилившиеся позиции бюрократии стали для бизнеса ясным сигналом – выпускать независимую во взглядах и оценках газету – небезопасно для бизнеса. Поэтому одни сами предложили свои услуги власти для позитивного освещения ее работы, другие поспешили избавиться от непрофильных и небезопасных СМИ,

 

Впрочем, были и те, кто несмотря ни на что пытался делать СМИ для потребителя. И довольно удачно коммерчески. К примеру, была в Тамбове радиостанция «Радио РОКС», директор которой, достаточно успешно ведя рекламный бизнес, попытался выстроить информационное и общественно политическое вещание на музыкальной, в общем-то, радиостанции. Это у него получилось. Радио стало популярным, его заметили и вскоре появились проблемы. В результате модного ныне «спора хозяйствующих субъектов» радио поменяло владельца, менеджмент и направленность.  Здесь видимо надо пояснить, что выражение «спор хозяйствующих субъектов» стало модным после дел НТВ и ЮКОСа. Российский президент, комментируя эти громкие дела, не раз замечал, что не собирается вмешиваться в «споры хозяйствующих субъектов». А фактически речь идет о конфликтах акционеров (совладельцев) тех или иных предприятий или же о претензиях компаний друг к другу. К примеру «Радио РОКС» было в итоге продано за некие долги, причем покупателю, который предлагал не самую большую цену. «Спор хозяйствующих субъектов» в нашем медиа-бизнесе как правило приводит к смене собственника или менеджмента, возможно журналистского коллектива, а так же направленности СМИ.

 

И это еще один неписанный закон для многих владельцев СМИ – если у тебя нет авторитетной поддержки - будь то властные структуры или околокриминальные круги, а может быть и правоохранительные органы, лучше не высовываться, не искать популярности, так как можно оказаться для кого-то лакомым куском.

 

Вернемся к сегодняшнему дню. Наряду с достаточно большим количеством СМИ, финансируемых из различных бюджетных источников, есть и частные. Их число невелико, в основном это рекламные издания. Региональных общественно-политических – единицы. Кстати, как правило, бюджетные СМИ малотиражные и неинтересные. Тиражи преимущественно от 2 до 4 тысяч экземпляров. С точки зрения журналистики их можно было бы даже назвать непрофессиональными. Хотя это не совсем так. Скорее дело в том, что за 60-80 лет своего существования они не очень-то изменились. Публикуют они в основном отчеты пресс-служб, репортажи о совещаниях и заседаниях администраций всяких уровней, сканворды, гороскопы, кулинарные и садоводческие советы.

 

Из действительно популярных, то есть тиражных печатных СМИ в области остались лишь так называемые сетевые издания. Это местные редакции межрегиональных газет. К примеру «Тамбовский меридиан» (тираж 37 тыс. экземпляров)  - газета издательского дома «Провинция», который расположен в Москве, но издает газеты в российских регионах. Или газета «Житье-Бытье» (тираж – 36 тыс. экз.), чья центральная редакция в соседнем Воронеже, а в Тамбове или Липецке выходят региональные издания. Достаточно популярны федеральные газеты «Комсомольская правда» и «Аргументы и факты», выходящие с региональными вкладками.

 

Как правило, такие газеты могут позволить себе большую свободу слова, нежели местные издания. Здесь достаточно часто бывают материалы с острой критикой чиновников или, даже страшно сказать, местных авторитетных бизнесменов. Хотя в целом, газеты достаточно «желтой направленности».

 

Впрочем, они к тому же ориентированы скорее на западную манеру подготовки и подачи информации. Что я имею в виду? К примеру, в газете «Тамбовский меридиан» в качестве пособий используют рекомендации BBC по подготовке материалов.

 

В целом интерес к федеральной прессе низок. Достаточно сказать, что в типичный газетный киоск в Тамбове привозят 4-5 экземпляров «Известий», «Независимой газеты», «Коммерсанта», «Российской газеты», «Правды» или «Советской России». Чуть больше спрос на газеты «Спорт-Экспресс», «Новую газету» - их привозят около 20 экземпляров. Но «Новая газета» - еженедельник. А вот «Комсомольскую правду» ежедневно привозят в объеме более 100 экземпляров. Это только в 1 киоск. Примерно такая же ситуация с подпиской. Население вообще подписывается неохотно и, как правило, на местные издания. Кстати, по итогам опроса проведенного администрацией области 60-70% тамбовчан в целом доверяют местной прессе.

 

Если говорить о телевидении, то в Тамбове – две региональных государственных телекомпании – филиал ВГТРК «Тамбов», финансируемый из федерального бюджета и областная ГТРК, финансируемая из областного бюджета. Вместе с тем, эти компании являются активными игроками на рекламном рынке, за счет которого живут три частных компании – «Олимп», где я и работаю, «Полис» и «ВДВ». Последняя до недавних пор была одним из лидеров информационного вещания, а затем полностью от него отказалась и сейчас занимается только производством и размещением рекламы. Надо сказать, что все тамбовские телекомпании имеет федеральных сетевых партнеров, чьи программы они транслируют, выпуская продукт собственного производства лишь в так называемых «региональных окнах».

 

Из всех телекомпаний в  плане журналистики, в целом, предпочтительнее и профессиональнее выглядит филиал ВГТРК. Здесь достаточно стабильный журналистский коллектив, относительно  высокий уровень зарплаты, плюс возможность подрабатывать на рекламе. То есть журналисты иной раз занимаются информационным обслуживанием бизнеса, готовя рекламные информационные материалы и получая за это вознаграждение либо от самих заказчиков, либо от своих работодателей в качестве процентов от сделки. И это, естественно, не от хорошей жизни. Многим журналистам искренне интересна их профессия, но, скажем так, желание заработать зачастую перевешивает все остальное. Я не хочу сказать, что это правило, но такие случаи нередки, в том числе и в других СМИ.

 

Говоря о других телекомпаниях, стоит отметить популярную тенденцию. Здесь с удовольствием берут молодых, начинающих журналистов, которые горят желанием попробовать себя и которым можно мало платить. Затем, набравшись опыта, эти ребята, как правило, становятся перед выбором – продолжать дальше профессиональную деятельность за низкую зарплату или уехать в другой город или поменять место работы. Остаются те, кто умудряется найти какие-то варианты или просто не может найти другую работу. В итоге, как отмечают коллеги, уровень профессионализма в СМИ совсем не растет, а наоборот падает с каждым годом. Так как некому и учить работать. Последние профессионалы с опытом и знанием уходят, остаются те, кто ничего не умеет.

 

Чуть позже, я вернусь к этой теме. К примеру, владелец телекомпании «Олимп», где я работаю, считает отсутствие квалифицированного менеджмента в СМИ – главной проблемой. И здесь с ним нельзя не согласиться, ибо речь идет о самом существовании СМИ.

 

Нельзя не отметить и позитивные тенденции в развитии медиа-рынка.  В частности значительный рост регионального рекламного рынка. За последние 5 лет он вырос в разы. И в целом позволяет существовать независимой прессе без всяческих дотаций и бюджетных вливаний. Если в конце 90-х деньги от политической рекламы, от оплаченной агитации политиков были существенным фактором в бюджетах СМИ, и для некоторых это стало практически наркотиком. То теперь многие стремятся уменьшить количество политической рекламы, делая акцент все-таки на «чистой», коммерческой рекламе, что, в общем-то, позволяет СМИ быть более независимыми от тех или иных политических структур или агитационных кампаний. В последнее время телевидение стало больше уважать зрителя, давая оплаченные сюжеты с маркировкой «на правах рекламы», еще год-два назад такого не было.

 

Кстати, по словам все того же моего начальника, очень большая проблема региональной прессы, в частности, электронных СМИ – отсутствие хоть какой-то телеметрии и социологии. Популярность и востребованность той или иной программы, ее актуальность можно оценить только при помощи личного общения. Иногда появляющиеся в печати рейтинги, как правило, сомнительны.

 

Возвращаясь к кадровой проблеме. Найти талантливого менеджера – очень непростая проблема, что касается журналистов, то в Тамбове есть два университета. В одном готовят журналистов, в другом – специалистов по связям с общественностью. Но даже сами преподаватели журфака с горечью признают, что далеки от того, чтобы выпускать специалистов, имеющих достаточную подготовку и современный уровень знаний.

 

Год назад я пригласил в Тамбов директора московского Центра экстремальной журналистики Олега Панфилова просто показать, как мы живем. После встречи Олег сказал, что необходимо организовать какие-то образовательные курсы или курсы по повышению квалификации и для местных журналистов, и для преподавателей, и для студентов. Идея была воспринята с энтузиазмом. Однако энергии не хватило, денег на проекты не нашли, где можно найти какие-то гранты на эту работу – непонятно.

 

Все, что я сказал – это необходимый бэкграунд к интересующей нас теме. Возможна ли свобода слова, как ее понимают в мире, у нас, в российской провинции… И, да и нет.

 

Да, возможна. Потому, что есть люди, которые несмотря ни на что готовы отстаивать свое право, закрепленное в российской Конституции и законе о СМИ. Во многих регионах в той или иной степени есть независимые и свободные СМИ. Возможна потому, что сами чиновники иной раз чувствуют потребность в качественной прессе и критическом взгляде на свою работу. Возможна потому, что, будучи достаточно осторожным, можно честно делать свою работу. Что я имею в виду под словом осторожность? Эта некая условная черта в подаче материалов и критике, преступив которую власть начинает считать тебя опасным, оппозиционным и даже враждебным. Наверное, это граничит с нечестностью, потому, что информационная картина вполне может быть неполной, так как из нее может быть изъят какой-то кусок, связанный с нелицеприятной ролью того или иного чиновника.

 

Нет, невозможна. По очень простым причинам. Во-первых, общество или скажем так, зрители, читатели не готовы заявить о том, что им нужны свободные и независимые газеты или электронные СМИ. Не все готовы голосовать за это, как говорят, рублем. Позиция такова – «есть независимые СМИ – хорошо, нет – не очень хорошо, но что делать?». Здесь возникает вопрос, а в чем дело? Вряд ли можно говорить о неплатежеспособности населения. Скорее всего, на мой взгляд, можно говорить об отсутствии качественного продукта и, возможно, разочарованности в общественной роли прессы.

 

В свободе слова отчасти не заинтересованы и многие журналисты. Одни свою работу понимают как служение власти, другие рассчитывают на какие-то привилегии от власти или бизнеса, третьи не хотят конфликтов, четвертые просто не умеют ничего делать, кроме как писать по заказу.

 

Именно поэтому, когда у журналиста возникает вопрос – написать ли ему правду и получить при этом возможный конфликт или умолчать, он предпочитает молчать. При этом мысль одна – а ради чего идти на конфликт и, может быть понести какие-то моральные или материальные потери? Пожалуй, поэтому больше всего надо говорить о проблеме самоцензуры. Многие журналисты предпочитают трижды перестраховаться и не пишут ничего, что могло бы быть как-то, по их мнению «неправильно» кем-то истолковано.

 

Кстати, в Тамбовской области чрезвычайно мало зарегистрировано судебных разбирательств с участием журналистов или случаев давления на СМИ. Как сказал, по-моему, секретарь Союза Журналистов России господин Яковенко – это свидетельство не райской жизни прессы, а скорее свидетельство отсутствия полноценной жизни. Отчасти с таким определением можно согласиться. Но лишь отчасти. И, тем не менее, пресса, так или иначе, живет. Пусть у нас катастрофически мало аналитики, но, тем не менее, есть различные мнения – они могут быть очень осторожными, так как высказываются в условиях почти полного конформизма и приспособленчества.

 

Я прошу прощения, надеюсь на ваше чувство юмора, но в России есть такая самоуверенная поговорка – то, что русскому – хорошо, для немца – смерть. Многое из того, что я сказал, может показаться пор меньшей мере непривычным и даже диким. Но все-таки пресса пусть очень медленно, но развивается и растет. Вполне возможно, что завтра даже в нашем регионе  появятся газеты, радиостанции или телеканалы, которые вполне можно будет назвать свободными и бесстрашными. Кто знает. Во всяком случае, в других регионах такие примеры есть. Не стоит забывать и об Интернете, который остался достаточно свободной площадкой, и Интернет-СМИ набирают популярность. Правда, в нашем регионе их практически нет. Эта ниша пока не освоена, здесь мы просто несколько запаздываем.

 

О давлении на СМИ и журналистов. На самом деле такие случаи есть. Правда, рассматривать их можно с разных сторон. Есть попытки отдельных чиновников что-то рекомендовать освещать в СМИ, например какие-то на их взгляд важные мероприятия, а что-то не освещать (как правило, что-то нелицеприятное). Этим рекомендациям можно следовать, а можно и не следовать. Многие предпочитают «брать под козырек». Более весома иной раз реакция на критику. Здесь помимо морального давления могут быть обещания всяческих неприятностей в дальнейшей работе и бизнесе. Для примера можно вспомнить случай все с тем же филиалом ВГТРК. Когда журналисты попросту обрушились волной критики на деятельность муниципальных властей и городских коммунальных служб, те в свою очередь пошли войной на прессу. Во-первых, журналистов перестали приглашать на пресс-конференции и мероприятия для прессы, во-вторых,  муниципальным чиновникам дали понять, что с этими журналистами  «нежелательно» контактировать, даже если те выполняют свои профессиональные обязанности. И, наконец, как-то сразу власть «вспомнила», что истек срок аренды здания, где располагается сам филиал ВГТРК. В итоге все быстро помирились и любят друг друга больше прежнего.

 

Нежелание конфликтовать с властями избавляет от случаев давления на СМИ. Хотя бывают и неувязочки. К примеру, этой зимой в области были периоды сильных морозов. В один из таких периодов некое село под Тамбовом стало, как говорят «замерзать». Туда выехали журналисты, один из которых потом пропустил в эфир ответ одной из местных жительниц на вопрос, кто же виноват в случившемся. Та просто сказала – губернатор. Прозвучавшая в эфире фамилия губернатора, названного виновником бед жителей села, вызвала немедленную реакцию областных властей. Руководителю телекомпании позвонили и рекомендовали впредь подобного не допускать. Руководство телекомпании объявило журналисту устное взыскание и его отстранили от «сомнительных» тем.

 

Что касается общефедеральных тем, к примеру – изменений в выборном законодательстве, назначаемость губернаторов, закон об НПО – они практически не освещаются в тамбовской прессе. Подобных публикаций единицы и реакции на них, как правило, никакой.

 

Знаете, говорят, в США есть известное «правило Салливана» рожденное в  60-х годах прошлого века в Верховном суде, согласно которому: «Пресса не подлежит осуждению за ошибочное освещение факта, касающегося общественного поведения определенных общественных деятелей, так как допустить возмещение убытка в таких случаях значило бы создать атмосферу страха и робости в прессе... Прессе нужно здоровое “жизненное пространство” для добросовестной ошибки”. Для российской региональной прессы – это абсолютная фантастика. Как говорил мой московский коллега – предмет «не просто черной, а черно-фиолетовой зависти».

 

Теперь о свободе получения информации. В принципе, есть различные пресс-службы, задача которых - помогать прессе получать необходимую информацию. И часто это работает. К сожалению, у нас даже сами журналисты, как правило, не знают свои права и обязанности, изложенные в законе о СМИ, чего же говорить о чиновниках, которые этот закон и в глаза никогда не видели. Поэтому, получение информации от чиновника зависит от некоторых вещей – во-первых – санкции его начальника, во-вторых, от личного знакомства с журналистом, в-третьих, от настроения, в-четвертых, от настойчивости журналиста. Без санкции вышестоящего начальника редкий чиновник даст какую-то информацию, а тем более свой комментарий. Незнание закона о СМИ и пренебрежительное или даже негативное отношение к прессе -  как правило, основные причины отказа в предоставлении информации. Кстати, я не знаю не одного случая, когда на чиновника подавали бы в суд за отказ в предоставлении информации или он был как-то наказан. Журналисты, как правило, избегают конфликтов. И в суде бывают только в качестве ответчика.

 

Завершая свой доклад, я хотел бы рассказать об очень показательных и характерных итогах небольшого опроса, который я провел среди своих коллег журналистов. На вопрос, в чем основные проблемы тамбовской прессы? Коллеги сказали следующее. По их мнению, местная пресса неспособна удовлетворить информационный голод, отсутствует серьезная аналитика и как следствие – пресса остается невостребованной.  Серьезная беда тамбовских журналистов, в том числе и в страстном желание угодить начальству, даже когда в этом нет необходимости. А кроме того - привычка идти по линии наименьшего сопротивления - весь материал делается из одного источника. Боязнь обидеть власть, отсюда лояльность. Коллеги так же отмечают катастрофическое снижение профессионального уровня. По тем же причинам, о которых я говорил выше.

 

На вопрос, как вы оцениваете ситуацию со свободой слова в области? Ответы были такими - со свободой слова у нас нормально, плохо с ее носителями. Явных административных попыток ее удушения пока нет. Но журналисты, похоже, сами подняли руки до команды «хенде хох!». Коллеги отмечают, что можно опубликовать самый скандальный материал, но резонанса не будет - общество из-за усталости не воспринимает разоблачения даже самых вопиющих фактов. По мнению многих, в области не осталось ни одного СМИ, которое можно со 100-процентной уверенностью назвать независимым, все продаются и покупаются.  Из-за малых размеров рекламного рынка СМИ вынуждены идти на заключение формальных или
неформальных договоров с госстурктурами либо коммерческими фирмами и потерять эти контракты из-за эфемерной свободы слова не хочет ни один руководитель СМИ. Отсюда - самоцензура и не желание глубоко копать в освещении острых тем.


На вопрос, имеются ли трудности для журналистов в получении информации? В чем основные препятствия? Ответы несколько разошлись. Одни считают, что основное препятствие – многочисленные и слабо информированные пресс-службы, которыми оградили себя чиновники. Журналисты практически не пользуются статьей закона о СМИ,  дающей журналисту право запрашивать и получать информацию в государственных органах, копировать документы и т. д. Другие уверены, что практически все структуры открыты и готовы предоставлять всю необходимую журналистам информацию. Другое дело, что большинство журналистов не умеют глубоко копать и не имеют опыта журналистского расследования.

На вопрос, нужны ли образовательные программы для действующих журналистов, все ответили единодушно – да, нужны. Семинары, фестивали, мастер-классы.

 

Подводя итог всего выше сказанного, надо заметить, что проблема свободы слова в регионах не стоит очень остро, так как является лишь вершиной айсберга проблем, которые мешают развитию региональной прессы. Среди них – неумение выстроить грамотную независимую финансовую политику, стратегию медиа-бизнеса. Большой проблемой является опасение возможной угрозы бизнесу, как со стороны властей, так и со стороны каких-то крупных корпораций и невозможность защитить себя правовыми путями. Беззащитными себя чувствуют как владельцы и менеджмент СМИ, так и журналисты. Низкий уровень оплаты труда привел к большой текучести кадров и резкому снижению профессионального уровня журналистов. В прессе зачастую работают случайные люди, которые не смогли найти себе другой работы. Им не нужна свобода слова им нужно хоть какое-то рабочее место. Наконец, те журналисты, которые хотят работать профессионально, испытывают острую потребность в повышении своей квалификации, испытывают недостаток знаний. Проблема как в общей атмосфере в стране (еще недавно свобода слова была разрешена сверху и хотя бы морально поощрялась, сейчас власти всех уровней прозрачно намекают, что лучше поумерить пыл), так и в самом журналистском цехе.

 

Михаил Карасев

Февраль 2006 г.

 

 



Хостинг от uCoz